Горекацан

  • автор:

История образования села

Село Горекацан возникло в начале XIX века, в 1811 году по Указу от 1799года «О заселении тракта от Байкала до Нерчинска».

В начале XX века старожилы название села произносили как Гаркасан. Скорее всего, оно произошло от эвенкийского «гаракан» — сухой сук и от старомонгольского «хара»- черная и «усан» вода. На месте возникновения села в далеком прошлом были бурятские стоянки.

Село входило в Николаевскую область.  По архивным данным в 1921 году в Горекацане было 132 дома с населением 411 мужчин, 436 женщин. Из них грамотных – 115 мужчин, 14 женщин, батраков – 2 человека.

Население занималось земледелием, скотоводством. Разведению скотоводства способствовали обширные пастбища, расположенные вокруг села.

В начале XX века с. Горекацан пополнилось переселенцами из западных областей России —  Курганской, Псковской, Нижегородской и др.

Горекацан того времени — крошечная деревенька-заимка, но размещалась она не на месте современного села, а за речкой Горекацанкой.

В селе не было своей церкви и жителям села приходилось ездить в доронинскую церковь на престольные праздники, на исповеди и по другим нуждам. Затем в начале XX века в Доронинском была построена новая церковь, а старая перевезена в Горекацан и названа в честь Святой Прасковеи. Год постройки церкви не известен. Население было набожным, верующим, звон церковных колоколов часто плыл над деревней.

В 1901 году открылась в селе церковно-приходская школа, одноклассная.

После Октябрьской революции 1917 года в Горекацане была образована коммуна.  Для создания колхоза коммунистическая партия командировала в Горекацан рабочего Бондаренко.

В 1929 году был организован колхоз имени героя гражданской войны, красного партизана Бесконечникова.

Первым председателем колхоза был Пантелей Васильевич Сафонов. С 1931 года Пантелей Васильевич работал председателем Сельского совета села.

В 1934- 1935 гг. в колхозе появилась первая техника – трактора, в 1939 – комбайны.

Перед Великой Отечественной войной по рассказам очевидцев село все еще было очень бедным, жили тяжело, а война еще больше разорила его.

Великая Отечественная война в судьбе горекацанцев

В селе помнят и чтят память об односельчанах-фронтовиках, участвовавших и погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг.

На фронт односельчане проводили 81 земляка, а вернулись из них всего 49 человек. И до сих пор еще живы в селе воспоминания о том, как приходили в дома похоронки, о тяжелом труде и нерадостном военном детстве.

Алексей Артемьевич Портнягин был призван в ряды Красной армии еще до войны, в 1940 году. Там и застала его страшная весть о ее начале. В декабре 1941 года часть войск с дальневосточных рубежей нашей родины была переброшена на Западный фронт, под Москву, где и оказался минометчик Портнягин А.А. Медали «За оборону Москвы», «За отвагу» он получил за свой ратный подвиг. Это были жесточайшие бои под Москвой, под Ржевом, Двинском. Орденом Красной Звезды Алексея Артемьевича наградили за пленение важного «языка», немецкого офицера, которого он доставил в штаб. Орден Славы третьей           степени он получил за форсирование Западной Двины. О Великой Победе над фашистской Германией Алексей Артемьевич узнал в Румынии.

Есть в селе улица Василькова, которая названа так в честь героя земляка Василькова Егора Михайловича.

Он воевал в составе 423 стрелкового полка бывшей 166 стрелковой дивизии, воевавшей в Белоруссии. Батальон, в котором воевал Васильков первым ворвался в г.Браслав, через день Советские войска вступили в Литву.

К сожалению, Васильков Е.М. погиб 12 июня 1944 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года он посмертно награжден орденом Ленина. Долгое время было не известно, где похоронен наш земляк.  Но однажды в Горекацан пришло письмо из далекого г. Вильнюса из школы № 37, в котором сообщалось о том, что найдена могила Е.М.Василькова.

Учитель Горекацанской школы Сафонова Н.В. с учащимися своего класса отправили на могилу земляка забайкальский багульник и горсть родной горекацанской земли. На дом, где жил Васильков Е.М. установлена мемориальная доска, а орденская книжка вручена сыну Егору.

В годы войны большую общественно-политическую работу вела сельская учительница Саранина Евдокия Ивановна, которая очень много сделала для села хорошего. И до сих пор Евдокию Ивановну люди вспоминают добрым словом.

Вспоминают в селе председателя колхоза тех лет Елену Григорьевну Виноградову, которая умела понять и пожалеть людей чисто по-женски, но умела и строго спросить с нерадивых     колхозников.

 Война разорила село, лишила многих мужских рук, но постепенно мирная жизнь стала налаживаться. Строятся личные дома, в послевоенное время построен клуб, медпункт, магазин, гаражи, коровники.

Колхоз «Заветы Ильича»

В 1957 году был образован колхоз «Заветы Ильича» и в него вошли центральная усадьба в с.Доронинское, с.Шехолан, с.Горека, с.Горекацан, с.Аблатукан.

В 1960 году колхоз «Заветы Ильича» выполнил обязательства по всем видам сельскохозяйственной продукции: молока, мяса, шерсти.

В 1960 годы в село пришло электричество, до двенадцати ночи заработал в селе движок. Построена электростанция.

Начала работать пилорама, построен новый механизированный коровник.

В 1971 году в колхозе «Заветы Ильича» произошли изменения. Центральная усадьба была перенесена из села Доронинского в с.Горекацан. В колхоз вошли села Горека и Шехолан.

После 1975 г. строятся чабанские стоянки, дома для колхозников. Выросли заработки колхозников, люди стали жить лучше, покупаются мотоциклы, автомобили.

Увеличивается рождаемость населения. В 1980 году Горекацанский ясли-сад посещает 68 детей, мест для всех не хватает.

В школе в те годы обучается 10-112 детей. Село живет, едут работать сюда молодые специалисты: зоотехники, агрономы, ветврачи, строители, учителя, воспитатели, экономисты, бухгалтера.

В 1992 году колхоз был реорганизован в акционерное общество «Родники».

Сельская школа с. Горекацан

Люди в селе большой частью были не грамотными, занимались скотоводством, земледелием. При церкви в 1901 в селе была открыта церковно-приходская школа.

Воспоминания старейшей жительницы села Шевелёвой Фёклы Прохоровны: «Нынче конечно все ребятишки умеют читать. А я уже большенькой была, когда-буквы-то узнала. При церкви была школа там и обучалась мало-мальски грамоте, писать немного научилась, фамилию свою, да и имя, немного читать.

Какая школа была? Да как дом простой, деревенский, лавки широкие, да стол стоял. Ещё читали закон Божий, Библию. Ходила я туда, в школу, маленько».

Обучал грамоте горекацанских ребятишек батюшка-священик. Ходило в школу 10-15 детей разного возраста от 7-13 лет.

В школе всего 2 класса, посещаемость детей не велика. Большей популярностью на селе пользуется изба – читальня куда из Улёт привозили по нескольку экземпляров газет, книг.

Здание бывшей церковно-приходской школы сгорело по неосторожности, некоторое время школа помещалась в деревенской избе. Затем долгое время школа размещалась в здании бывшей церкви.

Много помогали учителя и ученики своему колхозу. Во время войны вся жизнь проходила под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». Вязали солдатом варежки на фронт, тёплые носки. Организовывались субботники для заготовки дров для школы, и школа помогла людям, чем могла.

В 1971 г. в Горекацане открыта была 9-летняя неполная средняя школа.

Клуб

В старину особенно тяжело жилось в деревне. Тяжелый крестьянский труд от зари до зари изматывал людей. Жили только своим трудом, ничем более.

Но жизнь – есть жизнь и кроме престольных праздников, которые отмечали в каждой семье, люди умели веселиться, отдыхать. Надо отметить, что в те далекие времена люди были дружными, не завистливыми, не замыкались от посторонних.

Жили на заимках, работали целыми семьями, много было молодежи в селе. А молодость брала свое. Даже в моменты работы звучала шуточная частушка или слышалась певучая красивая песня.

Люди не только умели петь песни, многие парни и девчата играли на балалайке, гармошке, задорно отстукивали на самодельных деревянных ложках.

Ну, а вечерами, в свободное от работы время, парни запрягали коней и вечером везли девчат в клуб, который был за несколько километров. Здесь показывали фильмы, можно было попеть и отплясать «Матаню» с задорной частушкой.

Постоянного киномеханика при клубе не было и по рассказам старожилов, кино «крутили за шапку», и тот, кто в тот вечер был возле киноустановки маленького движка, оставлял шапку и следующий сеанс  смотрел бесплатно.

Клуб в деревне был небольшой, бревенчатый, отапливался печкой.

В 1938 г. заведующим клубом был Саранин Михаил Федорович.

Но работа в клубе в те годы проводилась только в зимнее время. В страду, то есть с весны и до осени клуб был закрыт. И только вечерами демонстрировали фильмы и уж на них приходило всё село, от мала до велика.

 С 1950-52 гг. клубом и библиотекой заведует только что вернувшийся из Армии молодой парень Саранин Николай Федорович. Оживилась культработа с 1952 г. – по 1960 гг. В эти годы проводились разные мероприятия, выездные концерты на полевые станы.

В 1970 г. в селе Горекацан построили новый клуб.

В 2000 году при Доме культуры образовалась вокальная группа «Селянка», руководит которой Головина П. П.

В связи с различными реформами, с изменениями в российском законодательстве 3 апреля 2006 г.  в сельском поселении «Горекацанское» было образовано муниципальное учреждение культуры «Библиотечно-досугово-творческое объединение», куда вошли учреждения культуры сел Горека, Шехолан, Горекацан.

Библиотека

Горекацанская сельская библиотека начала свое существование в 1933 г. Библиотеки, как таковой еще не было,а была изба – читальня. Весь книжный фонд избы-читальни вмещался в один шкаф, так вспоминают односельчане, не было и библиотекаря, а все дела в поселковом совете, а также в избе-читальне вела Саранина Пелагея Ивановна, и слыла она в селе очень грамотным человеком, т. к. имела 6 классов образования.

Когда построили новый клуб, к нему было пристроено маленькое помещение для библиотеки.  Колхоз им. Бесконечникова выписывал для библиотеки газеты «Правда» и «Ингодинский колхозник».

Шло время, увеличивался фонд библиотеки, а помещение было слишком маленьким. Библиотека была переведена в здание бывшей церкви. В 1977 г помещение библиотеки находилось в бывшем здании церкви, затем переведено было в здание, где размещался фельдшерский пункт, и пункт КБО.

В настоящее время в библиотеке хорошо организовано социальное партнерство между учреждениями села. Педагоги, культработники, специалисты сельской администрации, депутаты – все они плодотворно работают, помогая друг другу в воспитании подрастающего поколения, проводят совместно массовые мероприятия к различным праздникам и знаменательным датам.

Это и литературные гостиные, литературные вечера.

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию. В сельскую библиотеку из поколения в поколение приходят люди со своими потребностями и запросами, в сельской библиотеке формируется внутренний мир каждого сельского жителя, и культурный дух самого села.

Литература:

«Вот она какая, сторона родная» [Текст] / составитель Сущих А.Н. — Улёты: Межпоселенческая центральная районная библиотека, 2011.- 32с.,  цвет.фот., ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.